РУС БЕЛ ENG

Анализ занятия

13.09.2023
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, заведующего отделом, заместителя директора по воспитательной работе, методиста

 

«Анализ занятия в системе дополнительного образования»

 

Занятие в учреждении дополнительного об­разования имеет ряд особенностей: оно менее регламентированное, более гиб­кое, динамичное, свободное по составу участ­ников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Формы проведения учебных занятий подбираются пе­дагогом с учетом возрастных особенностей учащихся, цели и задач образовательной про­граммы, специфики объединения по интере­сам и других факторов.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способ­ствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:

  • четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, вос­питательные);
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
  • использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подго­товленности учащихся, подбор индивиду­альных заданий для детей с опережением в развитии;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.

На первоначальном этапе занятия педагогу важно создать благоприятный морально-пси­хологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной дея­тельности, на завершающем этапе — проанали­зировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.

Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение ма­териала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности, продуктивное использование применяемого наглядного материала.

Занятия в системе дополнительного обра­зования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны уча­щихся.

Рассмотрим подробнее основные характе­ристики занятия, которые необходимо отразить при его посещении в справке-анализе.

  1. Общие сведения о занятии.

Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указывыются  место и время проведения занятия.

  1. Цель посещения занятия.

К данным целям можно отнести следующие:

  • изучение методики проведения  определенного занятия;
  • изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;
  • оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;
  • ознакомление с методикой ведения занятия и оказания помощи молодому или неопытному педагогу;
  • мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;
  • выяснение эффективности форм работы педагога (игра, конкурс, выставка и т.д.);
  • выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;
  • определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;
  • выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
  • изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;
  • ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;
  • проверка соблюдения педагогом норм поведения  на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т.д.);
  • выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.
  1. Цель занятия.

Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Чёткая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.

Цель занятия должна быть достижимой, чётко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.

  1. Тема занятия.

Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.

  1. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.

Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инстру­ментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия на­глядные пособия и средства обучения (элек­тронные, научные и др.).

  1. Соблюдение структуры занятия.

Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и за­дач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполне­ние практических и творческих заданий, реф­лексия, заключительная часть занятия.

  1. Формы обучения.

Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

При анализе занятия следует отметить эф­фективность применяемых форм обучения с по­зиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникатив­ные качества.

  1. Методы обучения.

Отмечаются используемые на занятии мето­ды обучения: метод словесного обучения, ме­тод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.

При анализе занятия следует отметить це­лесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.

  1. Система работы педагога.

Характеризуется с точки зрения умения вла­деть группой, организовывать ее для рабо­ты, вызывать интерес у учащихся к теме за­нятия. Следует отметить, рационально ли ис­пользовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализа­ция и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического ру­ководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педаго­га на учащихся.

  1. Система работы учащихся.

      Анализируется активность и работоспособ­ность группы учащихся на занятии, отмечает­ся наличие умений творчески применять зна­ния и умения, качество сформированных навы­ков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указывается, наблюдались ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованно­сти, проявление коммуникативных качеств.

  1. Удачные элементы занятия.

Называются наиболее эффективные для до­стижения цели приемы, методы, формы, спосо­бы деятельности, используемые на занятии.

Характеризуется психологическая атмосфе­ра занятия, роль педагога в создании микро­климата на занятии, коммуникативная актив­ность учащихся.

Отмечается качество выполнения практиче­ских и творческих заданий.

Указывается, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культу­ры и потребности в знаниях.

  1. Замечания.

Здесь можно отметить, как педагог под­держивает дисциплину на занятии, как доби­вается заинтересованности в обучении, оха­рактеризовать его поведение(бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особен­ности речи (грамотная, многословная, лако­ничная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).

Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходи­мости, несоответствие темы занятия кален­дарному плану работы объединения и рабо­чей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в поме­щении, организацию учебного пространства ит. д.

Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сто­рону использования наглядности.

  1.  Выводы и предложения.

Выводы зависят от цели посещения. В слу­чае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или но­вого педагога, выводы должны содержать сле­дующие позиции:

  • общая оценка занятия — уровень проведе­ния (высокий, удовлетворительный, низ­кий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);
  • достижение цели — усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;
  • методическое совершенство занятия — проведено методически правильно или не­правильно, аргументация;
  • воспитательное значение занятия — осу­ществлялось ли воспитание самостоятель­ности, трудолюбия, дисциплины, эстети­ческих взглядов и т. д.;
  • педагогическое мастерство педагога: глу­бокое знание предмета, умение переда­вать знания учащимся, влияние на группу.

В случае, когда занятие посещено с конкрет­ной целью, например, выяснение эффектив­ности форм работы педагога или проверка со­ответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материа­ла выводы отражают только результат анализа данного вопроса.

При посещении открытых занятий вывод мо­жет быть следующим: занятие проведено на вы­соком (достаточном, низком) профессиональ­ном и методическом уровне.

В предложениях указывается, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для вне­дрения в практику других педагогов. Даются ре­комендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.